Частная школа в Москве "Приоритет". На главную страницу
Частная школа - детский сад Приоритет
Дошкольники | Детский сад | Школа: Начальная, Средняя, Старшая
Старейшая частная школа и детский сад Москвы
Частная школа и детский сад ПриоритетЧастная школа в Москве с гимназическими и лицейскими классамиОлимпиада по русскому языку и математике для младших школьниковПреимущества обучения. Частная школа и детский сад Приоритет. МоскваАдрес и телефоны школы и детского сада в Москве

Психолог   советует  

Конкурс   рефератов  

Публикации  






Rambler's Top100


МДО: Междисциплинарное обобщение

Чапланова Ирина Николаевна
директор АНО СОШ «Приоритет»

В связи с большой перегрузкой детей в школе возникла необходимость не только в интегрировании учебных предметов для уменьшения учебного времени, но и во введении особых дисциплин с целью облегчения для ребенка всего учебного процесса в целом. С этой целью в нашей школе введен в программу курс междисциплинарного развивающего обучения - МДО.

Цель курса МДО - формирование целостной картины мира, установление межпредметных связей, развитие творческого, логического и исследовательского мышления, социальной зрелости, обучение работе в группе и различного вида взаимодействий: ученик - ученик, ученик - группа, ученик - учитель. Оригинальная технология курса рассчитана на так называемых одаренных детей, а именно детей с повышенной учебной мотивацией и познавательной активностью и с повышенными интеллектуальными способностями.

Вплоть до 7-го класса в течении целого года на материалах, относящихся к различным в традиционном понимании предметах, (на одном уроке изучаются факты из, например, литературы, истории, физики, музыки и техники) анализируется одно глобальное филосовско-мировоззренческое понятие, являющееся темой года для этого класса. Ключевой идеей курса является не выбор конкретной темы, для которой важнейшим является ее всеобъемлемость, а всестороннее ее рассмотрение на материале всей человеческой культуры.

Приведем список тем:
у 5-леток — «Происхождение»;
у 6-леток — «Структура»;
в 1-м классе — «Изменение»;
во 2-м классе — «Влияние»;
в 3-м классе — «Порядок»;
в 5-м классе — «Преемственность»;
в 6-м классе — «Система»;
в 7-м классе — «Сила»;
в 8-м классе деятельность учащихся смещается на полевые исследования, а в 9-11 классах — на проектную работу, диспуты, доклады, индивидуальные исследования с научным руководителем.

Каждый урок МДО является, по сути, небольшим исследованием, требующим достаточно большого времени. Поэтому эти уроки проводятся, в основном, парами. На уроке работают, как правило, одновременно 3 учителя: 1 специалист по МДО и 2 «предметника-консультанта», желательно специалистов в конкретных областях, рассматриваемых на уроке. (В идеале все учителя участвуют в работе МДО, обогащая понимание учениками своего предмета.) В этом составе урок специально готовится, подбирается предметное содержание из дополнительной литературы, энциклопедий, альбомов и т.д. В ряде случаев тексты пишутся самими учителями.

Целью урока является подвести каждого ученика (точнее группу), в результате конкретной самостоятельной деятельности (не прослушивания) к обобщению (на каждом уроке свое) внутри темы года. Так, например, в рамках темы «Порядок» в ноябре-декабре доказываются такие обобщения:
- порядок может быть вредным или полезным;
- порядок может быть вредным и полезным одновременно в зависимости от точки зрения,
- один порядок включает в себя другой порядок;
- один порядок является частью другого порядка;

Урок делится на следующие этапы:
- мотивация (интрига или загадка);
- разрешение проблемы.
- работа в группах (над текстами, рисунками, экспериментальная);
- доклады групп;
- выход на обобщение.

По типам уроки делятся на:
- индуктивное исследование (в котором интрига может не быть впрямую
связана с обобщением) — сравнение результатов различных групп, нахождение общего и выход на обобщение; на этом типе урока упор делается на воспитании умения находить общее, главное и существенное;
- дедуктивное исследование — быстрый выход на обобщение и, в дальнейшей работе, доказательство этого обобщения или его опровержение в работе групп и межгрупповой работе; на этом типе урока на первый план выступает развитие умения выделять конкретные факты по узкой теме и умения убеждать других, отстаивать и обосновывать свою точку зрения, а также понимать аргументы других.

В нашей школе 10 учителей прошли обучение у автора - Шумаковой Н.Б., подключаются новые учителя. К сожалению, в частные школы приходит немного детей с уже повышенной учебной мотивацией. Поэтому для нас в большей степени актуальны проблемы становления учебной мотивации и познавательной активности. Уже сейчас можно сказать, что эти задачи удается решать с помощью МДО, но при этом возрастает нагрузка на учителей при подготовке каждого урока. Результаты видны. Возрос уровень обученности учащихся, повысился их образовательский интерес. Учащиеся 1-5 классов регулярно побеждают на городских олимпиадах, появились победы и в 7-м классе. Очень важным для нас является и то, что в результате работы над становлением МДО возрастает профессиональный уровень учительского коллектива школы.




Фотогалерея

Средняя школа

В средней школе