Частная школа Приоритет. На главную страницу

Дошкольники | Детский сад | Школа: Начальная, Средняя, Старшая
Оглавление    Статьи и публикации

Математическая олимпиада


    Задания по математике, в основном, подбираются по следующим направлениям:
1. числовые ряды, закономерности, ребусы;
2. «текстовые» задачи (классические арифметические задачи);
3. логика (в том числе алгоритмизация);
4. геометрия (задачи на наглядно-образное мышление: «разрезалки», «складывалки», развертки и т.д.);
5. комбинаторика (задачи на перебор вариантов);
6. творческое задание.

    Как уже отмечалось, одним из главных наших стремлений является создание атмосферы праздника во время, вообще говоря, весьма сложной работы. Поэтому мы большое значение придаем оформлению листа с заданиями, возлагая на него несколько функций. Лист должен быть красивым, с ним должно быть приятно работать; его оформление должно привлекать внимание к задаче, заинтересовывать ученика в ее решении, уменьшать объем рутины, акцентируя творческую, созидательную работу. Приведем в качестве примера несколько заданий.
Первая задача, предложенная ученикам первого класса в математической олимпиаде 2002 года, выглядела так:



    Техническая часть работы в этом задании заключается всего лишь в написании 8-ми букв с черточками, основное его назначение – обучающее. Особенностью этого задания является интеграция математики с историей и с русским языком. При его решении ученик знакомится со старославянским языком, получает историческую справку, в том числе и графическую, и узнает о том, что арабская цифирь не является единственным способом записи числа, тренирует психическую функцию «переноса понятий», крайне важную для всего процесса обучения. Косвенно воспитывается патриотизм (Россия в начале прошлого тысячелетия была гораздо грамотнее Европы). Кроме того, эта относительно простая задача обеспечивает состояние успешности у каждого участника финала – если «чисто» это задание выполнили далеко не все – около пятой части участников, то, по крайней мере, на «три четверти» (по количеству полученных за задачу баллов) его выполнили больше половины участников, а на «одну треть» – все.

    Вторая задача для первоклассников:


    Примечательно, что несколько человек решили ее экспериментально – сложили лист и проткнули дырки.

    Оформление некоторых заданий несло в себе ключ к решению. Так, например, ученики второго класса (2002 год) решали сложную задачу, сводящуюся, вообще говоря, к решению системы двух уравнений с двумя неизвестными (материал, вызывающий затруднения и у учащихся старших классов):


    Три ребенка решили ее (все они, естественно вошли в число призеров), основываясь на подсказанном рисунком действии – «высыпать» содержимое чаш первых весов в соответствующие чаши нижних весов. В математике этот прием называется сложением уравнений. И вообще, образность материала облегчает его усвоение, а в «стандартной» школьной математике, к сожалению, это обстоятельство используется слабо. С этой задачей связан забавный случай. Одна девочка, не решившая ее, пришла со своей мамой посмотреть свою работу и узнать правильное решение этой задачи и, вообще, всех заданий. Когда им объяснили идею решения, мама, далеко не глупая женщина, попросила объяснить подробнее. Тогда девочка воскликнула: «Мама, я все поняла, потом тебе объясню! Давайте дальше».

    Практически нововведением явилось введение задач из области информатики (до этого только один раз предлагалась алгоритмическая задача). Так третий класс решал задачу:


    Радует, что эту задачу чисто решили более 20% участников Финала.

    В то же время настораживает и вызывает огорчение то, что на Восьмой олимпиаде, да и вообще в последнее время, логические задачи вызывают большое затруднение. А ведь на первых олимпиадах они считались «обеспечивающими чувство успешности», так как они были наиболее решаемыми. По-видимому, этому важнейшему разделу не только математики, но и всего образования, в школе перестали придавать должное значение. В качестве примера можно привести одно из заданий второго класса:


Так вот, это задание чисто выполнили только два участника, и одна из них – победитель.

Пример творческого задания по математике

Ученикам второго класса (программа I–III) в финале Олимпиады предлагалось объяснить, как может случиться, что 2+2=5? Так ученики школы «Муми-Тролль» вышли на математически абсолютно корректное решение – если сложить вместе 2 квадрата и 2 квадрата, то получится 5 квадратов (вместе они образуют еще один «большой» квадрат 2х2).


В школе «Приоритет» нашли еще один вариант решения (квадрат справа), где пятый квадрат появляется внутри «четверки».


Назад     Оглавление    Вперед




    Rambler's Top100





Автор :



Чапланова Ирина Николаевна