Частная школа в Москве "Приоритет". На главную страницу
Приоритет. Частная школа и детский сад
Дошкольники | Детский сад | Школа: Начальная, Средняя, Старшая
Старейшая частная школа и детский сад Москвы
Частная школа и детский сад ПриоритетЧастная школа в Москве с гимназическими и лицейскими классамиОлимпиада по русскому языку и математике для младших школьниковПреимущества обучения. Частная школа и детский сад Приоритет. МоскваАдрес и телефоны школы и детского сада в Москве


СОВЕТ ПСИХОЛОГА

Я-концепция. Девочки и мальчики.  

Чтобы стать математиком, нужно родиться мальчиком?

Девочки и мальчики... Что делает их такими разными? Только ли врожденная принадлежность к разному полу? А может быть, мы сами лепим мальчиков и девочек — каждого по своим правилам,— следуя древнейшим традициям? Рождается младенец мужского пола, и мы сразу начинаем растить его мужчиной, отсекая все те проявления, которые нарушают образ мальчика. А если младенец женского пола — лелеем все то, что помогает создать притягательный женский облик. С первых лет жизни малыш слышит: «Не плачь, как девчонка!» А малышке твердят: «Не дерись — ты же не мальчик». С самого раннего возраста мы готовим детей к разным психологическим ролям, ориентируем их на разные ценности и жизненные задачи.

Малыши растут, впитывая родительские установки и требования общества. И вот наступает школа — первая глобальная апробация мальчишеских и девчоночьих ролей. От мальчиков и от девочек ждут успехов в учебе, и они стараются; однако достижения детей, как правило, различны — не только по различию их способностей и интересов, но и потому, что они просто мальчики и девочки.

Я-концепция. Девочки и мальчикиКаких успехов добиваются те и другие, например в математике? И здесь стереотипы играют определяющую роль. Считается, что математика лучше осваивается мальчиками. Здесь нужен особый склад ума, которым в большей степени обладают именно они. От мальчиков ждут больших успехов в математике, и они их демонстрируют. Невольно напрашивается предположение, что можно установить связь между склонностью к математике и принадлежностью к определенному полу. Так ли это?

В последнее десятилетие психологи и педагоги взглянули на эту проблему более пристально. Известно, что индивидуальные достижения человека во многом определяются его представлением о себе, его самооценкой. На что человек замахивается, с чем он сам считает себя способным справиться — от этого зависят его жизненные успехи. Причину школьных успехов или неуспехов ребенка, по мнению психологов, также следует искать в его образе Я, в самооценке, представлении о своих возможностях и компетентности в разных ученических умениях. Психологические исследования установили, что каждый ребенок обладает индивидуальной уверенностью в своей способности овладеть математикой — так называемой математической Я-концепцией. Оказалось, что у мальчиков она выше, чем у девочек,— они более уверены в своих математических способностях. Подобная высокая уверенность проявляется у мальчиков, по некоторым данным, уже в первом классе, она сохраняется и в подростковом возрасте, вплоть до четырнадцати — пятнадцати лет. В старших классах средней школы картина несколько меняется. В этот период математическая Я-концепция падает и у мальчиков, и у девочек. но у девочек это падение начинается раньше, и оно намного значительнее, чем у мальчиков.

Софья КовалевскаяЧто порождает высокую уверенность мальчиков в своих математических силах? Известно, что представление о своих способностях ребенок приобретает в процессе социализации, включаясь в жизнь общества, усваивая его нормы и требования, установки родителей, постигая свою социальную роль. С самого раннего возраста, как уже отмечалось выше, мальчики и девочки воспитываются по-разному, в соответствии с определенными полоролевыми стереотипами. Мальчику «внушают», что он может справиться с любой сложной ситуацией, отмечают его сообразительность, нестандартность в суждениях, высказываниях; его поощряют на активный поиск необходимых решений, хвалят не только за достижения, но и за стремление к ним. Девочку же чаще всего не стимулируют на столь интенсивный интеллектуальный поиск выхода из проблемных ситуаций. Ее хвалят за соблюдение правил, аккуратность и точность выполнения заданий. В ней больше поощряют эмоциональные задатки, достоинства поведения и внешности.

Столь направленная социализация неизбежно создает различия в Я-концепциях у мальчиков и девочек, что, в свою очередь, может повлиять на их достижения в разных сферах практической деятельности, в том числе и в обучении. Вот и более высокие математические достижения мальчиков в школе не объясняются их более высокой математической Я-концепцией?

Пол или математическая Я-концепция определяют школьные успехи в математике? Такой вопрос поставили перед собой психологи из норвежского города Берген и попытались на него ответить, проанализировав при работе с бергенскими шестиклассниками (средний возраст 13 лет) три переменные: математические умения, пол, математическая Я-концепция. Задумывая свое исследование, ученые учитывали уже известные данные о математических достижениях мальчиков, относящиеся к начальной школе. Ранее проведенные исследования показали, что мальчики и девочки — ученики начальных классов — набирают при выполнении специального математического теста почти одинаковые суммарные баллы. Но если учитывать сложность заданий, выполняемых теми и другими, то их достижения оказываются различными. Девочки превосходят мальчиков в более легких заданиях — на вычисление и решение стандартизированных примеров, задач. Мальчики же более успешны в заданиях повышенной сложности — по свойствам чисел, числовых последовательностей, нахождению необычных решений в нестандартных математических коллизиях. Таким образом, уже в начальной школе математические умения и предпочтения мальчиков и девочек лежат в разных областях. Почему успехи девочек концентрируются преимущественно округ того, что можно было бы назвать математической рутиной и не распространяются на поиск решений в новых, нестандартных коллизиях? Не тормозится ли их освоение математики низкой математической Я-концепцией?

Исследование бергенских психологов подтвердило основные данные о математических успехах мальчиков и девочек (общие математические достижения мальчиков не слишком сильно превышают аналогичные достижения девочек, но мальчики значительно успешнее справляются с заданиями повышенной сложности) и об их математической Я-концепции (у мальчиков она значительно выше, чем у девочек). Но норвежские ученые пошли дальше, доказав зависимость математических достижений детей от математической Я-концепции и их независимость от пола. Традиционное представление о том. что более высокие, по сравнению с девочками, достижения мальчиков в математике непосредственно проистекает из их счастливой половой принадлежности,— было опровергнуто. Бергенские исследования показали, что все не так просто и однозначно. Более высокие математические достижения мальчиков связаны с их более высокой математической Я-концепцией, которая не задается биологически, а формируется социально. Ученые убедительно продемонстрировали, что в математических достижениях, которые фактически выше у мальчиков, на самом деле нет никаких различий, связанных с полом. Влияние переменной пола на математические успехи детей исчезает, как только начинает учитываться влияние другой переменной — математической Я-концепции. Именно она объясняет все разнообразие различий в математических умениях детей. По существу нет более склонных к математике мальчиков и менее успешных в математике девочек. Есть хорошо справляющиеся с этим предметом ученики с высокой математической Я-концепцией и хуже успевающие ученики с низкой математической Я-концепцией. И только социальная ориентация мальчиков на высокие достижения, в том числе и в математике, создает столь успешную для них картину. Если бы также настраивали и поддерживали девочек, то различий в математических достижениях не было бы.

Я-концепция. Математические способности у девочекИсследования бергенских психологов подтверждают, что мальчики не боятся сложных заданий. Их высокая математическая Я-концепция позволяет им выбирать и справляться с заданиями повышенной трудности. Более того, с увеличением сложности заданий успехи мальчиков тоже растут. А что же девочки? В начальных классах они опережали мальчиков в легких заданиях, в алгоритмизированных задачах и в вычислениях. В шестом классе картина меняется. Даже в легких (для данного возраста) заданиях девочки становятся менее успешными, чем мальчики. И объясняется это именно низкой уверенностью девочек в своих математических способностях. Удивительно, но по сравнению с мальчиками девочки-шестиклассницы допускают в вычислениях и примерах больше ошибок и пропусков, в тестовых заданиях они чаще говорят «не знаю». И еще один парадоксальный факт: у некоторых девочек отмечаются более высокие, чем у мальчиков, математические достижения, но их математическая Я-концепция все равно ниже. Для мальчиков характерна скорее противоположная тенденция — сохранение высокой математической Я-концепции вопреки реальным математическим достижениям. Причина этого, как предполагают ученые, частично лежит в характере обратной связи, получаемой мальчиком от взрослых: родители и учителя, как правило, стараются подчеркнуть его положительные стороны, а неудачи списать на временные трудности. Распространенные высказывания взрослых о том. что возможности ребенка превышают его результаты («Мог бы лучше, но не постарался»), подкрепляют высокую математическую Я-концепцию мальчиков.

Процессы социализации в старшем школьном возрасте все более активно вносят коррективы в сформировавшийся в детстве образ Я. Характерные для подростков процессы личностного становления, критичность к себе, усиливающиеся сомнения, обостряющееся чувство неуверенности, тревожности меняют их представление о себе. Хотя у подростков-старшеклассников и сохраняется высокая по сравнению со старшеклассницами математическая Я-концепция, многие из них предпочитают не подвергать ее испытаниям. Замечено: если есть возможность изучать математику факультативно (как необязательный предмет), именно ее предпочитают те старшеклассники, которые считают, что имеют высокие математические способности. Тем не менее психологи считают, что высокая Я-концепция более положительна для личностного развития ребенка, так как побуждает у него желание действовать. Установление адекватного соотношения между Я-концепцией и уровнем достижений произойдет в свое время — на пороге юношеского возраста, когда и возможности, и потребности молодого человека и его реальные достижения пройдут проверку в рамках нового опыта.

Современное общество меняет представления о возможностях человека, стремится видеть его целостным и максимально успешным, свободным от традиционных «анкетных» характеристик — возраст, пол. состояние здоровья и т. д. Общество ориентировано на то, чтобы максимально развить весь потенциал человека. По существу каждый мог бы добиться успеха на любом избранном им поприще. Но это не всегда происходит. Сохраняется более благоприятная обстановка для мужчин, молодых и здоровых людей. По-прежнему существуют профессиональные области — научная, техническая, математическая, где число женщин, делающих успешную карьеру, значительно меньше мужчин. Исследование норвежских ученых обрадует и подбодрит женщин, желающих добиться успеха в тех областях науки, техники, производства, где главенствуют мужчины. А молодые родители, заметив математические способности у своих дочерей, обязательно соориентируют их на высокую математическую Я-концепцию.

Ирина Львовна Руденко, школа "Приоритет"
Матераиал опубликован в журнале "Семья и школа"




Рубрику ведет:

Детский психолог. Руденко Ирина Львовна

Руденко Ирина Львовна
,
кандидат психологических наук,
школьный психолог.