Частная школа в Москве "Приоритет". На главную страницу
Приоритет. Частная школа и детский сад
Дошкольники | Детский сад | Школа: Начальная, Средняя, Старшая
Старейшая частная школа и детский сад Москвы
Частная школа и детский сад ПриоритетЧастная школа в Москве с гимназическими и лицейскими классамиОлимпиада по русскому языку и математике для младших школьниковПреимущества обучения. Частная школа и детский сад Приоритет. МоскваАдрес и телефоны школы и детского сада в Москве


Ответы на воросы родителей

Я учу своих детей, что обманывать никогда и никого нельзя. Я им объясняю, что я сам говорю им только правду, и они должны отвечать мне тем же. А еще, они должны мне верить, а я им. Я прав?

Наверное мы, взрослые частенько так говорим своим детям. А как же еще? И тем не менее давайте задумаемся, всегда ли мы говорим только одну чистую правду? Например, вам звонит домой человек, с которым Вы в данный момент совершенно не намерены разговаривать. Вы просите своих домашних сказать, что Вас нет дома. Или, у Вас плохое настроение из-за того, что на работе неприятности. Или, на вопрос домашних: «Что случилось?» - Вы отвечаете: «Ничего». На самом деле Вы просто в данный момент не хотите разговаривать. Таких мелких незначительных случаев очень много.

Как это считать, правдой или нет? «Это слишком незначительно, - думаем мы, -

« и ребенок этого не понимает, к тому же».

Может быть, это и не страшно, но тогда, зачем говорить о некой абсолютной правде? Ведь в таком случае детям очень сложно разобраться в этом мире. Слышат они одно, а видят другое. Ведь они все замечают, все впитывают неосознанно. Мне кажется, что говорить о том, что есть правда, а есть неправда – это все равно, что делить мир на черное и белое.

Утверждая так, вы формируете у своих детей некоторую прямолинейность восприятия себя, других людей и мира в целом. А ведь в мире столько полутонов! Когда они будут вынуждены в каких-то жизненных ситуациях обмануть, даже совершенно безобидно для окружающих, их самих будут мучить угрызения совести. И потом, как же с таким понятием, как «ложь во благо»?

А, может быть, ваш ребенок научится приспосабливаться. Он же видит, что Вы не всегда кристально правдивы, но хотите казаться таким, и он будет делать по-своему, но будет стремиться искусно вуалировать свою ложь. Вы хотите его видеть кристально честным идеальным ребенком? Что ж, он будет изо всех сил стараться не разрушить этот Ваш образ. Но тогда Вы рискуете оставаться в неведении о том, какой же он на самом деле. Наверное, многим знакомы такие случаи, что при родителях ребенок ведет себя идеально, но его совершенно не узнать в их отсутствии, например в школе, на улице.

Наблюдая за Вашим ребенком в школе, я заметила, что он часто жалуется на других детей, в том числе и на своих близких друзей. Он говорит правду, уверен, что делает благое дело и ждет похвалы. Но ведь Вы понимаете, как к этому относятся окружающие… Учителю частенько приходится напоминать, что жаловаться тоже нехорошо. Видимо, все-таки сделан чрезмерный акцент на такие понятия, как «правда» и «ложь».

Так что же тогда делать? Как ребенку объяснить, что обманывать нехорошо? Объяснять конечно надо, но обращать внимание ребенка прежде всего на результат, который следует за его обманом. Например: «Если ты скрыл, что получил по математике двойку, то я не буду знать, что по этому предмету тебе требуется помощь», «если ты не сказал мне, что подрался с соседом по парте, то я не буду знать о том, что тебе надо объяснить, как разрешать конфликты». Но нельзя говорить, например, упитанной девочке, что она толстая (даже если это правда), потому, что это расстроит ее.

Вообще, в разговоре с детьми, старайтесь не употреблять слов «никогда» и «всегда». Старайтесь объяснять им конкретные случаи, не делая обобщений. Например, стоит избегать таких выражений: «ты никогда и никого не должен обманывать», «ты всегда должен говорить только правду», «ты всегда должен меня слушаться», «никогда не бери ничего без разрешения» и т.д. Жизнь очень многогранна, и если ваши слова глубоко западут вашему ребенку в сознание, то может быть масса случаев, когда они могут принести ему только вред.

А на счет доверия, то дети уже рождаются с доверием к родителям. Это чувство не надо в них формировать, его надо только поддерживать.

И если у вас с ребенком сохранены доверительные и теплые отношения, то о доверии друг к другу даже не стоит и говорить, потому, что это подразумевается.

И в нелегком процессе воспитания нам, родителям, все таки важнее ставить вопрос не о том, как научить ребенка говорить только правду, а о том, как сохранить доверие в родительско-детских отношениях.


Рубрику ведет:

Частная школа

Егорова Наталья Герасимовна
,

школьный психолог.